К определению понятия «Реальный личный дневник»

ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести д. Д. экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении. II прил.дневниковый, -ая, -ое (к 1 знач.).

(Толковый словарь русского языка).

ДНЕВНИК, подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета Д. — обозначение дат. Реальные Д. (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой Д. мореплавателя Дж. Кука, лицейский Д. декабриста В. К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские Д. (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).

Д. может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует Д. как форму «самонаблюдения»; «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина оформлены как дорожные Д. В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования «истории души человеческой» (М. Ю. Лермонтов); например, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени». При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со всё большим отделением автора от персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным Д. — «запискам» («История вчерашнего дня» Л. Н. Толстого), «письмам» («Бедные люди» Ф. М. Достоевского), «исповеди» (тетрадь Ипполита в романе Достоевского «Идиот»). Образцы использования формы Д. в советской литературе: «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнёва, «Деревенский дневник» Е. Дороша.

Среднее место между Д. как документом и Д. как литературным жанром занимают писательские Д., заранее предназначенные для опубликования («Дневник» Ж. Ренара, «Опавшие листья» В. В. Розанова, «Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. «Дневник писателя» Достоевского (70-е гг. 19 в.), обращённый к современному читателю, — образец использования формы Д. в сфере художественной публицистики. Иногда художественный интерес приобретают Д. «частных лиц», благодаря искренности и правдивости («Дневник Анны Франк», «Дневник Нины Костериной»).

(Статья из Большой Советской Энциклопедии).

Рассмотрим два значения понятия дневниковедение. Одно из них можно истолковать как «дневник вести» — делать регулярные записи в особо отведённой тетради, которые отражают ежедневные события, текущие дела, мысли и переживания автора, его духовное и психическое состояние, нравственную позицию, мировоззрение, культурный и образовательный уровень.
 
Второе — «дневник ведать», то есть, знать особенности ведения дневника, осознанно представлять себе цель и задачи этого занятия, место и значение, которые должен приобрести дневник в личной жизни автора, владеть информацией о классических примерах дневниковедения.
Если первое достаточно исчерпывающе трактует толковый словарь русского языка, то второе — обширная тема для изучения и творческого поиска.

 
Подчеркнём, что Реальный Личный Дневник, так или иначе, имеет место быть, как явление в культурной жизни общества, как самостоятельный жанр литературного творчества (без ограничений по степени профессионализма) с богатой историей, традициями и разновидностью форм.
 
При этом остаются неоднозначными различные подходы, восприятие и само определение дневника. Поэтому целесообразно сформулировать здесь наше собственное определение, именно то, о чём мы будем говорить, рассматривать в рамках этого Проекта и культивировать. Это необходимо, чтобы не разочаровывать публику, случайно попавшую на страницы нашего сайта, не заставлять её тратить время в поисках информации, которой здесь нет.
 
Так, в настоящее время, с развитием цифровых технологий, всё больше распространяются и входят в культуру дневниковедения так называемые виртуальные (сетевые) или просто интернет-дневники, блоги и т.д. Здесь следует иметь ввиду, что мы будем рассматривать интернет-аналоги реальных личных дневников, как оцифрованных с материальных носителей дневниковых текстов доцифровой эпохи, так и современных текстов, пишущихся on-line, которые по своему содержанию представляют собой дневниковую прозу в классическом её виде, сохраняя характерные признаки и функции традиционного реального личного дневника.
 
Мы не будем охватывать блоговедение и блогосферу в широкой интерпретации, выходящей за рамки субъективного текста и восприятия автора, как субъекта в теле публикуемых в блоге материалов. Например, так называемые «дневники» (блоги), посвящённые различным вопросам сайтостроения, техническим новинкам, продвижению на рынке товаров и услуг и т.д. нас интересовать не будут. К классическим дневникам эти записи относятся лишь постольку, поскольку переняли у них хронологический порядок и датировку.
 
В то же время, отказываться от интернет-дневников, представляющих собой новую тенденцию и будущее классического дневниковедения, современную форму так называемых «эго-текстов», написанных на основе авторского субъективизма, мы не будем, так как это неоправданное пренебрежение современными способами самовыражения личности, у которой всё меньше остаётся альтернатив цифровым технологиям.
 
Так же не следует воспринимать Проект, как строго научный подход к изучению данной тематики. Научные аспекты дневниковедения настолько обширны и глубоки, что не вписываются в формат этого Проекта, и будут затрагиваться лишь косвенно, в контексте конкретных тем.
 
Так, касаясь определения дневника, можно взять на вооружение следующий тезис автора научной работы «Дневник в России» М. Михеева:
«…к дневниковым я отношу, вообще говоря, широкий спектр текстов, удовлетворяющих по крайней мере таким требованиям: во-первых, они имеют в целом автобиографическую направленность, будучи обращены на мир из субъективной точки зрения, уникального здесь и теперь своего автора и центрированы вокруг субъекта.
…Во-вторых, это всё-таки не художественная литература, но так называемая(ое) non-fiction — текст, ориентированный на действительность, то есть на реально бывшее, а не на творческий вымысел».
 
С помощью такого определения дневникового текста вполне можно идентифицировать блог на предмет его соответствия реальному личному дневнику.
 
Наша задача — внести свою посильную лепту в развитие Культуры дневниковедения, объединить творческие усилия тех, кто непосредственно в этом заинтересован.

Характерные признаки дневника

В определении понятия «Личный Дневник» первостепенную роль играют его признаки, по которым мы и определяем, что, в нашем понимании, является дневником.
 
Это, прежде всего, датировка, необходимая для идентификации времени, которому принадлежат записи. Без датировки невозможно проследить эволюцию мысли автора, а зачастую и соотнести описываемые события с реальным историческим контекстом. Без датировки нельзя рассматривать объект и как достоверный автобиографический или исторический документ. Даже на примере археологических изысканий мы видим, что, в первую очередь, делается попытка определить максимально точную временную принадлежность предмета.
 
И даже если дневник в действительности представляет собой мемуары (воспоминания), описывающие дела давно минувших дней, людей, характеры, эмоции, мысли и впечатления прежних лет, сквозь призму времени — даже такой дневник, со своей датировкой, имеет ценность как дневник уже потому, что отражает мировоззрение автора, его восприятие былых событий и личных переживаний, с точки зрения того конкретного дня, когда производятся записи.
 
Это ценно, прежде всего, потому, что характеризует автора на момент производства данной конкретной записи. Мы знаем много примеров того, когда восприятие одним человеком одного и того же события (характера, явления, факта), может изменяться во времени с точностью до наоборот. И это бывает подчас более важно, чем значение самого события.
 
Следующий признак — наличие имени автора, или, как минимум, его известного из других источников псевдонима. Идентификация автора — своего рода подпись под документом, без которой содержание не может рассматриваться, как достоверный документ.
 
Вышеназванные два признака являются необходимыми атрибутами документальности — основного и необходимого признака, определяющего дневниковость текста, и на основании чего можно говорить о степени предполагаемой достоверности материала.
 
Далее следуют относительные содержательность и информативность, отличающие дневники от записных книжек и рабочих журналов. Сюда же можно добавить и относительную законченность каждой отдельно взятой записи, отличающую наш предмет от других произведений документальной прозы, вместе с фрагментарностью каждой отдельно взятой записи по отношению к дневнику в целом.
 
Интеллектуальная и Духовная Значимость, позволяющие отнести Феномен Личного Дневника к Культурному явлению.
 
Многофункциональность, предоставляющая широкие возможности для творческого развития, самопознания, самореализации и самовыражения автора.
 
Его роль эффективного инструмента постановки и решения проблем самоконтроля, самовоспитания и самообразования неоценима для активной, целеустремлённой личности.
 
Его назначение быть объектом интеллектуального и духовного наследия одной уникальной личности (а каждый человек по своему уникален) — священно.
 
Функции дневника широки и многообразны.
Как жанр литературного творчества, он доступен каждому, кто владеет письменностью. Опубликованные произведения этого жанра востребованы как массовым читателем, так и специалистами: историками, биографами, литературоведами и т.д.

Формулировка определения

Настоящий Проект, тематика сайта «Культура дневниковедения» рассматривают «Личный Дневник» с точки зрения автобиографического документа, отражающего эволюцию определённого этапа жизни автора, его окружения, взаимоотношений с обществом и окружающей средой, трансформацию его сознания, образа мышления, мотивацию поступков и поведения. В рамках этого Проекта Личный Дневник определяется такими характерными признаками, как документальность, включая датировку и авторство, а также заявленное в контексте уникальное авторское уведомление о достоверности содержимого, существенная содержательность и информативность, интеллектуальная и духовная значимость. Важнейшей характеристикой дневника является его многофункциональность, включающая в себя наиважнейшую функцию Средства Саморазвития автора.
 
Мы будем рассматривать, прежде всего, реальные дневники, оригиналы которых записаны и сохранены на материальных носителях ввиде рукописи или машинописного текста, а также способом компьютерного набора с последующей распечаткой и представляют собой уникальный образец законченного или незаконченного произведения, защищённый авторским правом, и не подвергаемый периодическому редактированию постфактум произведения записи, не цензурируемый самим автором, его доверенными и другими лицами.
 
То же самое можно отнести и к интернет-дневникам — блогам, если они соответствуют всем вышеназванным условиям (кроме материального носителя).
 
Личный Дневник, как явление в культурной жизни, исторически изжил себя в качестве «перво»текста (черновика). Ещё в эпоху Льва Толстого и Марии Башкирцевой (19-й век), он уже превратился из простого накопителя данных, сборника зафиксированных событий и мыслей, в инструмент Самоорганизации, предполагающий Управление своей Жизнью, уступив первоначальную роль записным книжкам и журналам.
 
Эволюционируя в своём качестве, он стал превращаться в генератор идей, своего рода компилятор мыслей, облечённых в форму, представляя собой некую законченную структуру, свободную в своём развитии и плавно переходящую в Систему Мышления, а в конечном итоге, в Систему Самоорганизации. Он стал более целостным, самодостаточным по своей функциональности, читабельным и интересным для широких масс потребителей этого жанра литературы.
 
Реальный Дневник стали вести осмысленно, понимая в целом, или интуитивно чувствуя его Назначение и будущую Ценность. Авторы с большим стажем и в зрелом возрасте часто приходят к выводу о необходимости публикации. На то есть у каждого свои мотивы, но как правило, это Осознание Значимости Своего «Я» и Ценности, которую будет представлять для общества его Личный Дневник.
 
И эта тенденция сохраняется.
Сейчас писать «первое, что взбредёт в голову» не является правилом хорошего тона в рассматриваемой нами области дневниковедения. Разве не одно и то же «написать, а потом подумать» по сравнению с тем, что «сказать, а потом подумать»? Но ведь, прежде чем что-то сказать, мы сначала думаем. Лев Толстой в своём дневнике (25 августа 1909 г.) излагает мысль, сказанную своему секретарю Д. П. Маковицкому:
 
«Я вас, друзей своих, прошу, когда меня не станет, помнить об этом: не придавайте большого значения тому, что я говорю в разговорах. Я иногда говорю зря, необдуманно, под впечатлением минуты… К письмам я отношусь с большей осторожностью, но вполне ответственным чувствую себя только за то, что отдаю в печать и что побывало у меня в корректурах».
 
Нами востребована законченная, сформулированная мысль, хранящаяся в быстродоступной ячейке Сознания. Именно такой формат ведения дневника, при условии достоверности и документальности описываемого, представляет наибольший интерес и пользу для требовательного читателя этого жанра. Отрывочные сведения о себе, невзаимосвязанные мысли, сугубо эгоцентрическое изложение, понятное и предназначенное только себе, обедняют Личный Дневник, лишают его возможности стать достоянием Общества и делают его востребованным только самим автором, либо, в лучшем случае, узким кругом его родственников или специалистов, и то при условии, если сам автор, в результате своей жизни, получает общественное признание.
 
В настоящей статье дано определение Личного Дневника в понимании автора Проекта, которое может эволюционировать во времени под влиянием новой информации.
 
Автор статьи: Вячеслав Отшельник, 2008 г.
Последнее авторское редактирование: декабрь, 2012 г.

Добавить комментарий