Цена Истины. Глава 5

26 мая 1972 г.

В школе сегодня было три урока, так как часть наших учеников собиралась вместе ехать в город в театр. Поехали только девки. Ребята не поехали. Им понравилось то, что было три урока. Мне не понравилось. Сегодня хотел отвечать по истории, в которой сомневался в оценке, а её то как раз и не было.
Ну и правильно: получил по загривку. Надо было раньше думать об этом, а я всё пронадеялся на конец четверти. И вообще, я делал уроки не добросовестно.

27 мая 1972 г.

Встал в 7 часов. В это время я теперь встаю каждый день. Сразу же иду на улицу (в дровник), делаю зарядку, занимаюсь на турнике, который мне сделал папа. Ещё мы хотели повесить грушу, но мешок, в котором были опилки, порвался. Опилок мы натаскали из завода, посыпали на пол в дровнике. Теперь там у меня будет спортплощадка. Ещё хочем приобрести эспандер.

После зарядки я умываюсь. Потом освежаю уроки до 8 час. 15 мин. Потом завтракаю. Папа много раз мне делал замечания на то, что я очень медленно всё делаю (ем, хожу): «Ступит да прижмёт». Попытаюсь ликвидировать этот недостаток. Ухожу в школу без 10 мин. девять. Сегодня опоздал на урок алгебры, вчера — на урок физкультуры. За 10 минут я вполне должен успевать. Это просто отстают часы, а я их никогда не проверяю. С сегодняшнего дня буду каждый день проверять.

Насчёт учёбы чувствую, что положение неважное. Из обещанных папе 8 пятёрок за 4 четверть угрожают только шесть. Что самое неприятное, так это то, что я скатился по географии с пятёрки на четвёрку. Тем же грозит литература. Тройками грозят такие предметы, как английский язык, история, география.
Да-а… Дело худо. Больше всего обидно на себя за то, что по устным предметам получаю плохие оценки — четвёрки. Ладно уж пока по английскому, черчению, — а то по географии, физике, химии, истории. Применю все силы на следующий год в 8 классе. Несмотря ни на что, я уверен, что стану отличником в 8 классе.
Для того, чтобы улучшить успеваемость, у меня есть время — лето, и я не буду тратить его зря. Моя задача: наверстать упущенное, материал 7-го класса знать хорошо и т. д. Мне надо учиться, если я хочу стать хорошим и образованным человеком. «Учиться не ради оценок, а ради знаний, — говорит мне папа, — Иногда человеку удаётся далеко уйти, например окончить вуз, но если этот человек зазнайка и невежа, его никто уважать не будет; можно окончить четыре класса и всё знать, а можно окончить вуз и ничего не знать; А для того, чтобы всё знать, нужно больше интересоваться, больше спрашивать. Даже если это чужой человек, ему будет очень приятно объяснить то, чего ты не знаешь»
Мой папа окончил 6 классов, а все считают, что у него полное среднее образование. Это говорит о том, что папа умный человек, начитанный, то есть умеет читать книги. «Книгу нужно читать внимательно, рассуждать, кто прав в ней, кто виноват. Иногда, прочитав какую-нибудь главу, нужно отложить книгу, да подумать о содержании».

В последнее время читаю книгу «Как закалялась сталь». Она мне очень нравится.

28 мая 1972 г. Воскресенье

Когда я проснулся, папа уже приехал с работы.
В 9-м часу я пошёл в баню. Намылся хорошо. Как всегда, два раза ходил на полог в парилку. Когда я пришёл из бани, мы попили чаю (поел утром). После этого пошли работать по хозяйству. Прибрали в садике за окном. В дровнике сделали новый настил. Работы хватило до обеда и после обеда до 18 часов. Папе надо на работу сегодня к 00 часам. Поэтому, ему необходимо было поспать немного, чтобы легче стоять ночью. До 19-30 я играл на баяне в будке. Выучил «Украинскую польку». Учиться трудно, но я не остановлюсь перед трудностью и уверен, что цели своей достигну — стану баянистом. Это и папина мечта, он её в меня воплотил, заставил полюбить баян. Папа уехал в 22-30. Я полчаса почитал книгу и заснул.

1 июня 1972 г.

Вчера нас отпустили на каникулы. Портфель брал в школу зря. Уроков не было. Андрей Иванович сообщил нам, что и как будем делать летом. Он также назвал тех учеников, которые кончили учебный год и четверть без троек. К сожалению, меня в этом списке не оказалось. Пугает неизвестность: может, не одна тройка. Из обещанных 8 пятёрок наверняка будет меньше. Понимаю, что папу я очень огорчу. И он может окончательно потерять ко мне доверие. Но только бы папа поверил: уж в следующий-то год всё наладится. И я ставлю перед собой цель: восьмой класс окончить на «отлично». Для достижения этого мне необходимо поработать летом над учебниками так, чтобы на следующий год весь материал седьмого класса знать не хуже, чем Вашута и Лозовский, и даже лучше.
Пусть, к концу первого полугодия у меня ещё останутся пара четвёрок (например, по английскому и черчению), но третью и четвёртую четверти я должен кончить на «отлично».

У нас в школе такой порядок: в конце учебного года сдавать учебники. Кто не сдаст учебников, тот не получит талонов, на которые можно купить новые. Если же нет талонов, книги достать очень трудно, их можно купить только в городе. Я учебники за 7 класс сдавать не собираюсь — без них пропаду. А новые учебники купим в городе. Оставим денег тёте Кале, и она нам купит.

Пришёл из школы в 10 часов. То да сё, поиграл на баяне, то да сё, — снова поиграл на баяне. В 18 часов приехал папа. Он стал отдыхать, а я пошёл маленько поработать. Вскопал грядку. Принёс три мешка опилок (засыпаем канаву в садике под окном). Под окном также сделаем цветник. Так прошёл вчерашний день. Сегодня встал в 9-м часу.

8 июня 1972 г.

Долго не записывал.
Однажды, между 1 и 8 июня, папа нашёл мой старый дневник (папа не знал, что я его веду). Тот дневник я вёл с 10 января и по 1 июня. Все записи, которые сделаны у меня в этом дневнике до сегодняшнего дня, были в старом моём дневнике. Правда, здесь ещё не весь тот дневник. Я продолжу его переписывать.

Прочитав тот дневник, папа был очень огорчён. Причины его огорчения я укажу, когда закончу переписывание старого дневника. В тот день получился большой разговор и разбор дневника.

Сегодня этот разбор был продолжен, но с другой стороны. Папа меня заставил вести новый дневник. Он, наверное, понимал, что после всего этого я не начну больше дневника. И в самом деле, я, может быть, больше не вёл его, но спасибо папе, что он меня заставил это сделать.

ВОСЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ…

Черновик на отдельном листке, вложенный в дневник 1980 г.
(воспоминания и анализ прошлого)

Каждую запись (в новом дневнике) делал с оглядкой на отца, отдавая себе отчёт в том, какой будет его реакция на эту запись, ибо ежедневно отец исправно читал мой дневник, ревностно следя за тем, насколько хорошо я отображаю доброту и бескорыстие папы и бабушки, злой мир «той стороны» (по матери), заставляя меня регулярно вести эти записи, день за днём целенаправленно отбивая во мне охоту к дневнику.

Только те записи, которые я вёл в тайне от отца, были по настоящему искренни и верны. Но и под его жестокой цензурой в моих записях постоянно сквозит духовная темнота, лицемерие и жестокость к людям, без зазрения совести скрываемые им под личиной справедливости, гуманности, доброты, мнимого образа «героя-отца», который всю жизнь посвятил сыну, а тот оказался так неблагодарен и жесток к нему.

Я переписывал свои записи по требованию отца, упуская или исправляя то, что по его мнению было неверным, консультируясь с ним по поводу каждой записи.

Но даже тайные мои записи были не лишены, а насквозь пропитаны наивнейшими представлениями о близких мне людях, их жизни и взаимоотношениях, даже не представлениями, не чистой детской наивностью, а именно вдалбливанием, целенаправленным педагогическим садизмом отца, старательно стряпавшего из меня подобного себе, этакого полубога в собственных глазах. Примеры моей неприязни к «той стороне» — плод целенаправленного отцовского воспитания.


ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: Цена Истины. Глава 6  _____ ♦ _____ В начало

Добавить комментарий