Вечный зов Прометея

(Дневник Льва Толстого за 1847 год:
заметки и размышления на полях)

В поисках своего духовного Эльдорадо нам всем следовало бы как можно раньше обратиться к дневникам Льва Николаевича Толстого. Быть может, тогда наши усилия в поисках Истины, своего Назначения, и Смысла жизни, не были бы столь драматичны, а их результаты так мизерны и плачевны подчас.

Поразительно, как, не смотря на течение времени и поистине глобальные изменения внешних обстоятельств, остаются так узнаваемы внутренние проблемы человека и интуитивно понятно его духовное содержание. Неудачи и наивная переоценка собственных сил и возможностей, как равно и их недооценка, свойственны всем в раннем возрасте и успех в деле самовоспитания и программирования своей жизни ожидает лишь тех, кто способен критически оценить результаты своей прошлой работы и признать ошибки, а также учитывать опыт других, и уж тем более, непререкаемый авторитет Великих. Знание — Сила! И эту простую Истину, доказанную миллион раз, надо бы усваивать вместе с молоком матери.

В дневниковых записях Льва Николаевича за 1847 год, в недавнем прошлом студента юридического факультета Казанского университета, рассматривается несколько проблем, актуальных, на мой взгляд, для молодого человека, активно культивирующего свою Личность, не только в наш технологический век, но и ещё на столетия вперёд.

При этом я совершенно не склонен представлять философское, мировоззренческое наследие, образ мышления и методику работы над собой Льва Толстого как некое руководство, классический образец в деле духовного и нравственного самовоспитания. Нет, и не может быть теорем, constant-ов и общепринятых норм в поиске Истины. Но игнорировать опыт развития мировоззренческой мысли, практику достижения Цели, накопленную предшествующими поколениями — себе в убыток. Это значит — изобретать велосипед. Ведь мы с вами хоть и не великие, но здравомыслящие мыслители (простите за тавтологию). И не подобает нам попугайски заучивать наизусть, как дацзыбао великого кормчего, цитаты и изречения гениев, но — сам бог велел — проникнуться их глубоким содержанием и смыслом.

Вот как выглядит, например, по толстовски, выстраданный в противоречиях, в неустанной борьбе с порочным самим собой поучительный опыт преодоления:

«Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои были слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое тогда только, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее №1. Исполняй всё то, что ты определил быть исполнену.»
(18 апреля 1847 г.)

Это всё то же самое, что сказать: «Не ставь перед собой непосильных задач, всегда начинай с малого, не распыляйся, будь последовательным, но твёрдым». Казалось бы, простые истины. Но одно дело, когда об этом говорит какой-то Отшельник, и совсем другое — Гигант, показавший на примере собственной жизни безграничные возможности Человека.

Свод правил и норм поведения, выработанный им для себя в этот же период (март — май 1847 г.) и выделенный в дневнике отдельной записью было бы полезно взять за основу каждому в самом начале жизненного пути, когда ещё не остыли внутренние порывы к самосовершенствованию и благородным устремлениям Души. Не всё здесь безусловно и приемлемо каждому — Толстой не ангел, не святой — но его восхождение на Олимп, пример делания Себя, духовного роста, постановки и достижения целей — неоценимый вклад в наше общее достояние, и им грех не воспользоваться.

Не должны же мы вечно, как неразумные дети, ценою проб и ошибок, а часто и собственной жизни, идти вслепую, игнорируя в своём заскорузлом невежестве всё то богатство, что даётся нам даром, только возьми, только оторви себя от насиженного проёма в диване.

«…какая цель жизни человека?
…цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего.
…Я бы был несчастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной, полезной потому, что бессмертная душа, развившись, естественно перейдет в существо высшее и соответствующее ей. Теперь же жизнь моя будет вся стремлением деятельным и постоянным к этой одной цели»

(17 апреля 1847 г.)

Но… жизнь прожить — не поле перейти. Мы все — аргонавты в своём безграничном желании найти Золотое Руно. Насколько же каждый из нас готов не в розовых очках самообмана, а в реальной действительности пройти через огонь, воду и медные трубы к своей заветной мечте? Читая ранний дневник Толстого, мы начинаем осознавать, что фундамент, духовный столп будущего романа «Война и мир», вошедшего в Золотой Фонд мировой литературы, закладывался уже здесь: на полях и страницах многострадальных тетрадок — этом тайном оружии Разума в борьбе с всесильным невежеством.

«Легче написать десять томов философии, чем приложить какое-нибудь одно начало к практике».
(17 марта 1847 г.)

О какой практике идёт речь? Очевидно, о практике формирования Личности, целеполагания, нравственного самовоспитания и духовного роста, которыми неизбежно озадачивается всякий молодой человек, начинающий осознавать своё Предназначение и место в этом большом бушующем, неизведанном мире, всякая зарождающаяся Душа, претендующая на Величие и бессмертие. Это практика становления и развития Личности, развития, как Смысла жизни, о чем будущий гений начинает говорить уже несколько дней спустя:

«Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития».
(7 апреля 1847 г.)

Таким образом мы вдруг обнаруживаем, что дневник ведь не самоцель, а средство достижения цели. Это сама методика, система организации жизни, организации правильной, обоснованной, соответствующей избранным ценностям и духовным потребностям человека. А уж как это актуально: остаться самим собой, сохранить верность благородным юношеским порывам, как трудно бороться с пороками в агрессивной среде безразличия и цинизма…

«Ах, трудно человеку развить из самого себя хорошее под влиянием одного только дурного. Пускай не было бы хорошего влияния, но не было бы и дурного, и тогда бы в каждом существе дух взял бы верх над материей…»
(14 июня 1847 г.)

Ощущение этого противостояния, этой извечной непримиримой борьбы света и тьмы, добра и зла, вечного и преходящего, жизни и небытия — как в капле живой воды отражалось в его дневнике, хранящем свет и голос формирующейся Души.

Этот внутренний голос, вечный зов своего Прометея, услышать бы нам своевременно…

© Вячеслав Отшельник. 16 февраля 2009 г.


КОММЕНТАРИИ В СЕТИ:

Цитрусовая Фея 19 ноября 2009 г.

+5.
Очень познавательно.
Спасибо большое за статью, Вячеслав! Я и раньше восхищалась Львом Николаевичем, но после Вашей работы восхощение достигло, наверное, апогея.
Человек, настолько сильный духом.
Не каждый смог бы так воспитать себя… Тем более в наше сумасшедшее время.

Есеня 23 ноября 2009 г.

Браво!!! Я тоже дочитала и очень легко и интересно. Да и вообще странно как-то, что мы вот говорим я дочитал, я молодец. Как же лень всесильна!! Бороться с этим надо и, как Лев Николаевич, анализировать, дисциплинировать, по собственному Я идти и пахать, как не вспаханное поле.

В. Отшельник 24 ноября 2009 г.

Ну, так я возомню из себя бог знает, кого.
Спасибо, девушки. Люблю чувствительные натуры. throb
Но если кто захочет покритиковать, милости просим, не обижусь.
Даром, что Лев Толстой. Он ведь не икона. Можно и на него наехать…

AxNata 2010 г. (Блоги@mail.ru — проект закрыт)

«……..услышать бы нам своевременно… »
Имеющий уши, услышит, Вячеслав!!!!
Благодарю. Прочла с большим интересом. До сих пор не могу добиться от своих студентов понимания: что есть цель, а что есть задачи для её достижения? Уверена, что понимание достигнуто будет. Мы трудимся над этим и я вместе с ними.
Благодарю Вас.

Добавить комментарий